В насыщенном ювелирном пространстве Санкт-Петербурга творческий дуэт Виталия Веревкина и Ольги Шабановой давно и прочно занял свою нишу. В ювелирном деле они уже несколько десятилетий и за это время обрели свой круг ценителей и почитателей, в их творчестве сформировались любимые темы и сюжеты, характерные художественные приемы, обозначились приоритеты в выборе материалов и технологий. В последние годы к этому тандему органично присоединился сын – Михаил, продолжающий и развивающий идеи и находки старшего поколения.
Главная тема работ этих художников – мир природы во всех ее проявлениях. В этой страстной любви к красоте мироздания, ко всему, что растет, летает, плавает Виталий, Ольга и Михаил напоминают мне творчество гениального Рене Лалика и шире – украшения эпохи Арт Нуво. Но речь не идет о копировании или подражании великим мастерам того времени: скорее можно говорить об общности подхода к концептуальному решению работ, в умении органично соединить камень и металл, и на этой гармонии создать образ ювелирной вещи.
Камень занимает решающее значение в их работах и это не всегда только камень драгоценный. Включение в композиции резного полудрагоценного камня, часто уникального по красоте и цветовой насыщенности – характерная особенность украшений этих мастеров. Именно такой камень чаще всего становится смысловым центром, доминантой украшения, наделяется метафорическим планом. Изумительный чукотский агат может воплощать в работе красоту зимнего пейзажа или зыбкость сумеречных ощущений, благородные опалы будут рождать ассоциации с глубоким синим летним небом или стать метафорой мерцающего при солнечном свете лесного озера, резной раухтопаз передаст твердость панциря рака, а нежный цитрин станет легким одуванчиком… Рядом с резным камнем, вокруг которого обычно строится композиции украшения, как правило появляется россыпь граненных демантоидов, бриллиантов, сапфиров, составляя вместе с центральным камнем гармоничный и звучный ансамбль…. Уделяя большое внимание в работе камню, художники не забывают и о металле, который никогда не бывает у них пассивным фоном для камня. В своих работах они предпочитают работать с золотом – материалом отзывчивым на движение руки мастера, дающим возможность создать прихотливое и изящное сопровождение камню, органично соединить их в выразительном равновесии. К металлу часто добавляется горячая эмаль, позволяющая не просто разнообразить цветовую палитру, но и создать конкретный образ, например, шмеля, стрекозы, которых так любят изображать художники, и делают это замечательно. Насекомые хрупки, подвижны, даны в момент движения, создавая иллюзию «сверх реальности»…. И каждый раз рассматривая ювелирные украшения этих художников я испытываю удовольствие от созерцания этой завораживающей картины мироздания, так любовно и увлеченно воплощенной в камне и металле ….